СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
1. Паспорт --------------------------------------------------------------------------------------стр 3-5
2. Информация о МБДОУ --------------------------------------------------------------------стр 6-8
3. Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного
процесса МБДОУ-------------------------------------------------------------------------------стр 8-13
4. Концепция развития МБДОУ-------------------------------------------------------------стр 13-14
5.Мероприятия по реализации программы------------------------------------------------стр 15-16
6. Приложения
6.1.Подпрограмма «Внедрение ФОП ДО» в систему работы МБДОУ»------------стр 16-18
6.2. Подпрограмма «Здоровье»--------------------------------------------------------------стр 19
6.3. Подпрограмма «Управление качеством дошкольного образования» ----------стр 20-21
7. Планируемые результаты реализации программы-----------------------------------стр 22-25
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ № 26
«ОДУВАНЧИК» С.БАРАНИКИ
Наименование
Программы
Основание
разработки
Программы
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детского сада
№ 26 «Одуванчик» с. Бараники Сальского района
для
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №
273 «Об образовании»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования;
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка;
Стратегия экономического и социального развития РК на период
до 2020 г. (от 26.01.2009 № 22 от 22.12.2009 № 390);
Постановление Правительства РФ от 04.08.2023 года № 1493 «Об
утверждении требований к структуре
официального сайта
образовательной
организации
в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.07.2020 № 373 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.
3648-20.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и
науки».
Приказ Министерства труда и социальной политики РФ от
18.10.2013 года № 544н «Об утверждении Профессионального
стандарта»;
Приказ минпросвещения России № 1028 от 25.11.2022 г. «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»
Устав МБДОУ Детский сад №26 «Одуванчик» с.Бараники;
Основная образовательная программа МБДОУ №26 «Одуванчик»
с.Бараники Сальского района.
Цель
и
задачи Цель Программы: Повышение качества дошкольного образования
Программы
МБДОУ № 26 "Одуванчик" с. Бараники Сальского района через
внедрение ФОП ДО.
Задачи Программы:
1. Создание оптимальных условий для достижения воспитанниками
физической и психологической готовности к школе для реализации
права на получение общедоступного дошкольного образования.
2
2. Повысить качество содержания образовательного процесса в
дошкольном учреждении на основе внедрения инновационных
технологий,
методик:
метод
проектов,
информационно
коммуникационные
технологии,
интеграции образовательного
процесса.
3. Реализовывать примерные общеобразовательные программы в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
4. Повышать уровень повышения квалификации
и переподготовки педагогических работников на основе учета
требований Профессионального стандарта педагогов.
5. Осуществлять поддержку и взаимодействие семьи и МБДОУ.
6. Организовать в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО
предметно-развивающую среду.
7. Обновить материально-техническое
соответствии с требованиями.
оснащение
МБДОУ
в
Сроки реализации Реализация Программы осуществляется в период с 2024г. по 2027г.
Программы
1.Организационно-подготовительный этап (2024г.).
2. Внедренческий (основной) этап (2025–2026 гг.).
3.Итогово - аналитический этап (2027 г.).
Исполнители
Программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 "Одуванчик" с. Бараники Сальского района
Объемы
и Бюджетные средства, внебюджетные средства, спонсорская помощь
источники
финансирования
Предполагаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
1. Обновленная структура и содержание образования через
реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих
технологий (достижение показателей выполнения показателей
муниципального задания – 75%).
2. Создание благоприятных условий развития воспитанников в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными,
психологическими и физиологическими особенностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка (достижение
стабильных результатов освоения воспитанниками основной
образовательной программы – не менее 90%).
3. Создание в МБДОУ новых форм работы с детьми, использование
проектного метода в образовательном процессе.
3
4. Повышение квалификации педагогических работников в
соответствии с законом «Об Образовании в Российской Федерации»
один раз в три года за счет бюджетных, внебюджетных,
дистанционных курсов (100%).
5.Пополнение материально – технической базы и развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями
ФГОС ДО (70%).
7. Реализация
учреждениями.
Контроль
исполнения
Программы
планов
сотрудничества
с
социокультурными
- Внешний контроль за реализацией Программы
осуществляет управление образования Сальского района
- Внутренний контроль за реализацией Программы
осуществляют органы управления МБДОУ № 26 "Одуванчик" с.
Бараники Сальского района на основе организации текущего и
итогового контроля, отчета о результатах самообследования.
4
2.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26
«Одуванчик» с.Бараники Сальского района (далее по тексту - ДОУ) функционирует c 1970 года
и является муниципальным образовательным учреждением, созданным в целях выполнения работ
или оказания услуг в сфере осуществления образовательного и воспитательного процесса,
реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
1. Полное наименование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №26 «Одуванчик» с.Бараники
Сальского района
2. Сокращенное название
МБДОУ №26 «Одуванчик» с.Бараники Сальского района
3. Местонахождение:
347608, Ростовская область, Сальский район, с.Бараники,
улица Октябрьская, д 27
4. Контакты:
5. Организационно – правовая
форма Учреждения:
6. Тип учреждения:
Тел.(886372)44-4-48
Муниципальное бюджетное учреждение
7. Учредитель:
муниципальное образование «Сальский район»
8. Местонахождение
Учредителя:
347608, Ростовская область, Сальский район, с.Бараники,
улица Октябрьская, д 27
9. e-mail:
elena.a.1973@mail.ru
10. сайт:
https://26oduvanchik.tvoysadik.ru/
Дошкольная образовательная организация
Проектная мощность : 55 детей.
Перечисление помещений и сооружений МБДОУ:
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользует и распоряжается закрепленным за
ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и
законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет
ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование
закрепленного за ним имущества.
Педагогический блок:
- 3 групповых комнаты, которые состоят из групповой комнаты, умывальной, сан.узла,
раздевалки;
- кабинеты и залы: кабинет заведующего, музыкальный (совмещенный с физкультурным) зал.
5
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации
предметно-развивающей среды оборудованы центры игровой активности для организации
разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Медицинский блок:
медицинский кабинет, изолятор.
Хозяйственный блок:
пищеблок, прачечная, склады, подсобные помещения.
На территории детского сада компактно размещены: прогулочные и игровые площадки,
спортивная площадка, цветочные клумбы.
Учредители МБДОУ: Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Сальский
район». Полномочия Учредителя образовательного учреждения осуществляет управление
образования Сальского района.
2. Учредительные документы.
- Устав утвержденный распоряжением Администрации Сальского района 13.01.2016г.
- лицензия на право осуществления образовательной деятельности Серия 61 Л01 № 0004755 от 16
июля 2020 года (регистрационный № 7070);
- свидетельство о государственной аккредитации АА № 057224
(регистрационный № 2538);
от 27 декабря 2001 г.
3. Структура МБДОУ № 26 "Одуванчик" с. Бараники Сальского района
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа
детей.
Общее количество групп: в настоящее
общеразвивающей направленности:
время
в
МБДОУ
функционирует
1
группа
- разновозрастная группа общеразвивающей направленности 2-7 лет;
4. Кадровый потенциал МБДОУ № 26 "Одуванчик" с. Бараники Сальского района.
4.1. Общие сведения:
Всего сотрудников – 11человек, из них административный состав - 1 человек, педагогический
персонал - 2 человека, учебно-вспомогательный персонал - 1 человек, обслуживающий персонал 7 человек.
4.2. Сведения о педагогических кадрах:
Образовательный ценз
- высшее образование педагоги – 1 человек, заведующий – высшее.
среднее-профессиональное - 2 человека-100%.
6
Квалификационная категория
- высшая категория - 0%;
- первая категория - 0%;
Педагогический стаж
до 5 лет – 1 чел- 50%;
15-20 лет - 1 чел- 50 %;
Воспитатели: 1 человека,
Специалисты: 1-музыкальный руководитель
5. Анализ социальной ситуации
МБДОУ осуществляет взаимодействие со следующими социокультурными учреждениями:
- Администрацией Сальского района (Учредитель);
- Муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центром диагностики
и
консультирования Сальского района;
- Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница»;
- МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
- библиотекой с. Бараники Сальского района
3. Проблемно-ориентированный анализ
Развивающая предметно-пространственная среда помещений детского сада находится
на среднем уровне, пополняется в соответствии с требованиями программ, реализуемых в
МБДОУ. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и
речевого развития детей.
В МБДОУ к ним относятся экологические, природные объекты, физкультурно-игровые
сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, предметно-развивающая
среда.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации
предметно-развивающей среды, оборудованы центры для организации разнообразной детской
деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Проблемное поле: Проблема недостаточного количества (или отсутствия) оборудования: как для
обеспечения образовательного процесса (в соответствии с требованиями образовательной
программы), так и материально-технического оснащения (соответствующего требованиям
СанПиН 2.4.3648-20г.).
7
Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно
проводится косметический ремонт групповых и служебных помещений. На территории МБДОУ
находятся игровые площадки со спортивно – игровыми конструкциями, песочницами; спортивная
площадка.
Требуется ремонт асфальтового покрытия на территории МБДОУ и спортивной
площадке, замена окон, ремонт крыши. Материальная база по возможности постоянно
обновляется. В МБДОУ идет постоянная работа по созданию материально-технических и
хозяйственных условий необходимых для эффективной работы.
В учреждении имеется в наличии и в рабочем состоянии 1 компьютер,1 МФУ (струйный),
1 принтер и др., существует собственный сайт и электронная почта. Связь дошкольного
учреждения со средствами массовой информации находится на удовлетворительном уровне.
Информацию о проводимых, достаточно интересных мероприятиях, педагоги ДОУ размещают в
госпабликах, однако, не рассказывают на страницах местных СМИ.
Проблемное поле: Недостаточная активность педагогов по распространению
деятельности.
опыта
своей
Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного
учреждения Детского сада № 26 «Одуванчик» обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 1,5 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям:
физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно-эстетическому.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ определяется ФОП ДО,
образовательной программой МБДОУ № 26 «Одуванчик» с.Бараники. Содержание программы
реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
двигательной, восприятие художественной литературы,
конструирование, изобразительной, музыкальной, трудовой. Работа педагогического коллектива
характеризуется целостностью, предусматривает взаимосвязь между различными видами
деятельности. Полноценность воспитательно-образовательного процесса обеспечивается
сотрудничеством всех педагогических работников МБДОУ – воспитателей и музыкального
руководителя.
Работа МБДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с
ФГОС дошкольного образования направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное
направление включает совместную деятельность детей со взрослыми и сверстниками,
игровую
и
трудовую деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное
воспитание. Социально - коммуникативное развитие является приоритетным направлением
нашего МБДОУ. В настоящее время в рамках регионального компонента общеобразовательной
программы в МБДОУ используется опыт работы МБДОУ № 3 «Теремок» «Нравственно8
патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к родному краю». В данном опыте
предлагается работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к
родному краю, перспективное планирование, конспекты занятий. Для реализации работы по
нравственно - патриотическому воспитанию была создана педагогическая модель, включающая
все направления, реализующие задачи на основе формирования любви к родному краю: «Дела
минувших дней» (история развития села); «Память поколений» (быт, условия, традиции);
«Защитники Отечества» (герои-воины Афганистана, участники военных действий в Чечне);
«Наши ветераны» (участники В.О.В.). Большую ценность в работе по данному направлению
оказал перспективный план работы, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
В плане в полном объеме раскрыты мероприятия, как в совместной деятельности воспитателей с
детьми, так и в самостоятельной.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ведется работа по основам безопасности
жизнедеятельности детей. Работа включает в себя систему развивающих заданий для детей
старшего дошкольного возраста, предполагающие разные формы взаимодействия детей и
взрослых (игры, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры,
ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного
поведения на улице.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программе нет привычных предметных областей –
безопасность, социализация и т. д. Все это заложено в образовательную область «Социальнокоммуникативное развитие».
Поэтому мы считаем, что нужно наиболее эффективно организовать работу по данному
направлению на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников (составление перспективных планов на интегративной основе).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего, о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное направление включает
организованную образовательную деятельность, экспериментальную деятельность, игровую
деятельность, экскурсии, проектную деятельность.
В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего
мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования). Хорошему
освоению знаний способствует организация образовательной деятельности с использованием
разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметноразвивающей среды. В МБДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных
математических представлений. В группах собран демонстрационный и раздаточный материал
для обучения детей счёту, развития представлений о величине предметов и их форме,
пространственных
и
временных представлений. Педагогами МБДОУ используются
дидактические игры для развития у детей логического мышления, памяти.
9
Игра является основным видом деятельности дошкольников. Предметно-игровая среда
построена так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых,
строительно-конструктивных, театральных, развивающих, в играх с готовым содержанием и
правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Созданы условия для
возникновения и развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре,
используется современное оборудование для сюжетно-ролевых игр. Педагоги реализуют
индивидуальный подход в организации игры, используют игровые приёмы в разных видах
деятельности и при выполнении режимных моментов. Для
развития
конструктивной
деятельности детей в группах не достаточно созданы необходимые условия. Не во всех группах
имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы, пластмассовые и
деревянные конструкторы.
В работе МБДОУ мы видим потребность педагогов в инновационной деятельности, продолжения
внедрения в практику работы метода проектов. На основе этого в МБДОУ необходимо создать
систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности. Использование в
образовательном процессе современных методов дошкольного образования (метод проектов).
«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря, в том числе с учетом национально-регионального компонента; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте. Работа по развитию речи прослеживается во всех направлениях
работы с детьми. Эта работа проводится во взаимодействии воспитателей, музыкального
руководителя. В МБДОУ созданы условия для развития речи детей. Для повышения речевой
активности, в группах старшего дошкольного возраста оформлены речевые уголки, в
которых выставлена литература, игры и пособия по развитию речи дошкольника. Но в
недостаточном количестве в возрастных группах наряду с художественной литературой имеется
справочная, познавательная и энциклопедическая литература.
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно – эстетическое направление включает организованную образовательную
деятельность, театрализованную деятельность, праздники, развлечения, конкурсы, выставки.
Основное внимание в системе художественно-эстетического развития детей уделено
изобразительной и музыкальной деятельности. Система планирования продуктивных видов
деятельности в МБДОУ включает в себя: фронтальные занятия (рисование, аппликация, лепка);
комплексные занятия с использованием нетрадиционных способов рисования; самостоятельную
деятельность (творческие задания для активизации самостоятельной деятельности, творческая
деятельность по интересам в свободное время).
Навыки и умения воспитанников по разделу «Музыкальное развитие» имеют достаточно высокий
уровень. В МБДОУ созданы условия для театрализованной деятельности детей: в каждой группе
10
имеются театрализованные уголки с различными видами театра. Стало традицией проведение
разнообразных досугов, праздников: «Осень», «Проводы зимы», «День Матери», «Здравствуй,
весна», «День защиты детей», «Скоро в школу». Работа по данному направлению в детском саду
ведется по программе «Ладушки» Калуной, Новоскольцевой. Для реализации данного
направления в МБДОУ имеются: музыкальный зал, в котором есть пианино, магнитофон, ДВДпроигрыватель, нотная и методическая литература, костюмы для спектаклей.
Однако следует отметить, что необходимо больше проводить интегрированных занятий, в
частности ИЗО дополнять прослушиванием музыки, рассматриванием живописи и т.д., этот вид
обучения ещё не нашел прочного места в нашем коллективе, делаются только разовые попытки в
проведении аналогичных занятий.
«Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами. Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг
состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию организованной
образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания,
формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной
активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического
развития, сотрудничество с родителями. При организации работы по здоровьесберегающей
деятельности в учреждении, коллектив использует методическое пособие В.В. Герасимовой, Г.Н.
Калайтановой «Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду». В МБДОУ
ежегодно проводится мониторинг здоровья, в содержание которого входит: анализ
заболеваемости, контроль и учет групп здоровья детей, виды детских заболеваний, индекс
здоровья. В каждой возрастной группе ведется паспорт здоровья . Растет число заболеваний детей
по ОРВИ. Одной из причин этого мы видим в низком проценте привитости от гриппа в период
обострения простудных заболеваний. Анализ состояния здоровья и физического развития выявил,
что в МБДОУ не достаточно ведется работа по формированию двигательной активности на
занятиях и прогулке; нет систематической работы по закаливанию (не стабильно проводятся
закаливающие мероприятия и гимнастика после дневного сна).
Анализ полученных результатов МБДОУ подтвердил необходимость продолжения работы по
оздоровлению детей, оптимального включения здоровьесберегающих технологий в процесс
образования, включение оздоровительных задач в различные виды детской деятельности.
В соответствии с Уставом и организационно-правовой формой - бюджетное учреждение, в
МБДОУ создана и функционирует система административного, оперативного управления, в
которую входят следующие органы управления: Общее собрание трудового коллектива,
Педагогический совет, Попечительский совет, Совет учреждения.
Педагогический коллектив в МБДОУ № 26 "Одуванчик"
характеризуется своей
сформированностью. Актуальной проблемой для МБДОУ № 26 "Одуванчик" является
необходимость работы по повышению уровня квалификационной категории (общее
количество педагогов без категории 100 %).
Анализ кадрового обеспечения показал, достаточный уровень
современными информационно-коммуникационными технологиями.
владения
педагогами
Таким образом, можно сформулировать противоречия, на разрешение которых и будет
направлена настоящая программа развития:
между существующей материально-технической базой и современными требованиями к ней;
11
между современными требованиями к уровню здоровья, сформированностью культуры здоровья
у дошкольников и недостаточными возможностями МБДОУ в их удовлетворении;
между необходимостью включения педагогов,
детей,
образовательный процесс посредством проектной деятельности.
родителей в воспитательно–
4. Концепция программы развития МБДОУ
Цель
формирование единой стратегии развития образовательного учреждения,
обеспечивающего переход на качественно новый уровень. Создание системы интегративного
образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и
воспитания через внедрение современных педагогических технологий.
Концептуальными задачами выступают:
1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
- новых условий и форм организации образовательного процесса (совместная и организованно
образовательная деятельность).
- новых образовательных технологий (проектная деятельность, применение информационных
технологий,
интеграции
образовательного
процесса);
- обновление методического и дидактического обеспечения;
2.Создание условий для совершенствования здоровьесберегающей деятельности МБДОУ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
требованиями ФГОС ДО.
соответствии
с
4. Обновление развивающей образовательной среды МБДОУ, способствующей
самореализации ребёнка в разных видах деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
5. Укрепление материально–технической базы МБДОУ.
6.Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по
вопросам взаимодействия с детским садом.
Руководствуясь федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО,
Конвенцией о правах детей, Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации
деятельность МБДОУ основывается на следующих принципах:
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка.
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в
воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем учебной
деятельности и решение следующих задач: психологическое и физическое здоровье ребёнка;
формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий
развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместную деятельность.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
Этапы реализации программы
12
Организационно-подготовительный этап (2024-2025г.)
Цель: Определение возможностей МБДОУ и готовности коллектива для реализации задач по
внедрению ФГОС.
Содержание:
1. Изучение и составление банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Определение направлений развития МБДОУ.
3. Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материальнотехнического, кадрового обеспечения.
4. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями.
5. Установление содержательных связей с учреждениями микросоциума.
6. Проектирование педагогической
программы, Программы развития).
деятельности
МБДОУ
(разработка
образовательной
II. Внедренческий (основной) этап (2025–2026 гг.)
Цель: Развитие образовательного учреждения, оптимизация функционирования МБДОУ.
Содержание:
Внедрение подпрограммы «Внедрение
стандарта в систему работы МБДОУ».
Федерального
государственного
образовательного
Реализация Образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Внедрение подпрограммы «Управление качеством дошкольного образования»
Внедрение подпрограммы «Здоровье».
Обновление предметно - развивающей среды, способствующей реализации нового содержания
дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Совершенствование материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Внедрение современных методик и технологий: в работе с детьми (метода проектов).
Создание условий для расширения возможностей использования информационно коммуникационных технологий в процессе управления МБДОУ и повышении качества
образовательной деятельности.
Построение содержания образования на интегративной основе.
Итогово - аналитический этап (2027 г.)
Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и
целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы.
Содержание:
1. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного
пространства, обеспечивающей новое качество образования.
2. Анализ реализации подпрограммы «Внедрение ФОП ДО в систему работы МБДОУ».
3. Определение новых направлений развития МБДОУ.
13
5. Мероприятия по реализации программы
Направления развития организации
Критерии и показатели оценки
1. Модернизация РППС
Обновление РППС.
Соответствие РППС требованиям законодательства и целям программы
2.Ведение госпаблика
Госпаблик соответствует требованиям законодательства и рекомендациям Минцифры,
регулярное ведение страницы, качественной оформление и актуальность информации.
3.Цифровизация образовательного
и Использование педагогами ИКТ в совершенстве
управленческого процесса
4.Совершенствование
системы
труда
5.
охраны Отсутствие несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда.
Усиление
антитеррористической Отсутствие происшествий на территории организации.
защищенности организации
6.Развитие системы управления МБДОУ на 1. Информировать родителей об уровне развития и здоровья детей.
основе
повышения
компетентности 2.Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
родителей по вопросам взаимодействия с 3. Транслирование деятельности дошкольного учреждения и родителей воспитанников:
МБДОУ
- выпуск информационных буклетов, листовок;
- публикации в СМИ;
- сайт МБДОУ.
7.Успешное
выполнение
показателей Хорошие показатели, не ниже «Базовое качество»
МКДО, НОК
14
Механизмы реализации программы развития.
1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы.
2. Модернизация управленческих и образовательных процессов.
3. Проведение опросов и анкетирование для оценки уровней удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем
процессами.
6. Приложения
6.1. Подпрограмма « Внедрение ФОП ДО в систему работы МБДОУ»
№
Наименование мероприятий
п/п
Срок
Результат
Формы отчетных
исполнения
1
2
3
документов
4
5
1. Организационно – управленческое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования
1.1.
Координация педагогического коллектива по
2024-2025гг.
Заседания рабочей группы
внедрению ФОП ДО
Приказы по
выполнению
«Дорожной карты»
1.2.
1.3.
Организация курсовой подготовки по проблеме
В течение
Поэтапная подготовка
Утверждение плана
введения ФОП ДО
учебного года
педагогических и
графика повышения
управленческих кадров к
квалификации, плана
введению ФОП
курсовой подготовки
мониторинг
Анализ
Анализ ресурсного обеспечения в соответствии с
ежегодно.
требованиями ФОП ДО
15
1.4.
Организация
педагогических
участия
различных
работников
в
категорий
муниципальных
В течение
Материалы семинаров
учебного года
семинарах и других формах работы по вопросам
внедрения ФОП ДО
1.5.
1.6.
1.7.
Внесение изменений в образовательную программу
Август
Создание и внедрение ООП
Протоколы
МБДОУ
2024 г
МБДОУ
педагогических советов
Разработка и утверждение Программы развития
Август
Создание и внедрение
Программа развития
МБДОУ
2024 г
программы развития МБДОУ
В течение 2024
Дополнения в документы,
Измененные локальные
– 2025
регламентирующие
акты, приказы
учебного года
образовательную деятельность
Внесение изменений в локальные акты деятельности
МБДОУ
МБДОУ по внедрению ФОП
ДО
1.8.
Мониторинг введения ФОП ДО
В течение года
Диагностические материалы
2. Материально-технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования
2.1.
Обеспечение оснащенности развивающей среды в
В течение 2024
Определение необходимых
соответствии с требованиями ФОП ДО
– 2027 года
изменений в оснащенности
МБДОУ с учетом требований
ФОП ДО
16
План контроля
2.2.
Обеспечение соответствия материально-
В течение 2024
Приведение в соответствие
технической базы реализации ООП ДОУ
– 2027 года
материально-технической
базы реализации ООП
МБДОУ с требованиями
ФГОС ДО, ФОП ДО
3. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФОП ДО
3.1.
Обеспечение публичной отчетности МБДОУ о ходе
ежегодно.
Информирование
Размещение
общественности о ходе и
публичного доклада на
результатах внедрения ФОП
официальном сайте
ДО
МБДОУ
Обеспечение условий
Размещение на
официального сайта МБДОУ о подготовке к
открытости в реализации
информации на
введению и порядке перехода на ФОП ДО.
ФОП ДО всех субъектов
официальном сайте
образования
МБДОУ
и результатах введения ФОП ДО
3.2.
Информирование
общественности
посредствам
Постоянно
4. Кадровое обеспечение внедрения ФОП ДО
4.1.
Участие педагогических работников в районных МО
ежегодно
по вопросам ФОП ДО.
17
6.2. Подпрограмма «Здоровье»
Цель: Система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у
родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в МБДОУ в целом;
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и
ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности
за своё здоровье и здоровье детей.
Название программы (реализация
Мероприятия по реализации подпрограммы
поставленных задач)
Примерные сроки
выполнения
Повышение физкультурно-
Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и
оздоровительной грамотности
специалистов сотрудничества с родителями по вопросам
родителей
здоровьесбережения
Регулярное проведение Дней здоровья, спортивных праздников.
2024 -2027г.г.
Ежегодно
Ежегодный конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»
Подбор интересных материалов и оформление информационных стендов
постоянно
для родителей в группах
Организации соревнований, конкурсов плакатов по здоровому образу
Ежегодно
жизни
Создание странички «Здоровье ребенка» на сайте
18
2024г.
6.3. Подпрограмма «Управление качеством дошкольного образования»
Название программы (реализация
Мероприятия по реализации подпрограммы
поставленных задач)
Организовать
Примерные сроки
выполнения
эффективное Формирование нормативно – правовой базы
По мере
взаимодействие всех специалистов
необходимости
МБДОУ,
Ежегодно
для
выполнения Обновление образовательной программы, в соответствии с изменениями
требований по созданию условий системы образования, запросов семей воспитанников, общества
осуществления
образовательного
процесса
Создать систему методического и Продолжение использования проектной деятельности МБДОУ
Ежегодно
дидактического
2024-2027г.
обеспечения
проектной деятельности.
Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в
Ежегодно
соответствии с реализуемыми образовательными программами и
2024-2027г.
проектами)
Организовать
эффективное Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих
взаимодействие
педагогического контролировать качество образования (на основе программных требований,
коллектива
для
требований
к
2024-2027г.
выполнения федеральных государственных образовательных стандартов)
содержанию Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, медицинского
образовательного процесса.
2024-2027г.
персонала, специалистов по направлениям развития воспитанников
Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности
родителей в вопросах воспитания и образования детей
Разработать
Ежегодно
информационную Создание группы, занимающейся внедрением ИКТ в образовательный
19
2024-2027г.
модель
и
компьютерную процесс.
технологию управления
качеством
Размещение информации на сайте о методической работе МБДОУ.
дошкольного Сбор необходимой информации для родителей. Подготовка материалов и
образования.
размещение на сайте.
Разработать системный подход к Обучение на курсах повышения квалификации.
организации
2024-2027г.г.
2024-2027г.г.
непрерывного Система обучения педагогов в МБДОУ: взаимопосещение занятий и
образования сотрудников.
режимных моментов, мастер - классы, практикумы, семинары,
консультации, педсоветы, выставки и т.д.
Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих
работников.
Найти формы эффективного
Экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах.
2024-2027г.
Совершенствование развивающей
Многофункциональное зонирование групп.
2024-2027г.
предметно-пространственной среды
Обновление мебели.
помещений и участков МБДОУ
Пополнение современными развивающими играми, новинками
взаимодействия МБДОУ с
социальными институтами
методической и детской литературы.
Приобретение спортивного инвентаря в физкультурный зал.
Пополнение новинками педагогической литературы, методическими
пособиями.
20
6. Планируемые конечные результаты Программы развития
Представленная программа должна обеспечить следующее:
• Реализацию новой модели управления МБДОУ.
• Успешное внедрение ФОП ДО в практику работы МБДОУ.
• Эффективную реализацию обшеобразовательной программы МБДОУ.
• Информационная открытость и эффективная система управления учреждением.
• Повышение профессионального мастерства педагогических работников детского сада,
овладение педагогами инновационными методиками и технологиями.
• Организация эффективного взаимодействия семьи и МБДОУ в процессе образовательной
деятельности.
• Оснащение предметно-развивающей среды МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО
• Повышение рейтинга образовательного учреждения.
Модель педагога МБДОУ (как желаемый результат).
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного
учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к
его работе в
инновационном режиме.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное
значение приобретает образ педагога детского сада.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем,
можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения,
воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической
деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на
решение
педагогических
задач,
используя
личностно-ориентированную
взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
21
модель
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ
в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и
практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний,
потребность к творческой переработке усвоенного материала.
2. Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе новаторские методики;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих
развитию, оздоровлению и воспитанию
их детей; формирует у родителей позитивное
отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3. Личностные качества педагога:
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам
общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя
самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала
учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат).
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее
стремительного
физического
и
психического
развития
ребенка,
первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента
развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему
успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
- здоровье
- уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно
заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие синдрома
22
гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом
развитии – положительная динамика;
- коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и сверстниками,
владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний,
переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к
окружающим людям и их поступкам;
-
физическая компетентность
- забота о
своем
здоровье, желание физического
совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения
поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и
открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью,
вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность
и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах
детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение
управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него
представлениями, правилами и нормами.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в
развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый
результат).
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения
должна представлять собой детский сад комбинированного вида, имеющий опыт работы по
развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 1,5 до 7 лет,
их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления
здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития
способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование
базовых
качеств
личности,
обогащенное
физическое,
познавательное,
социальное,
эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного
образования;
23
-
личностно-ориентированную
характеризующуюся
систему
образования
мобильностью,
и
коррекционной
гибкостью,
помощи,
вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых
и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы,
материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» возможность самостоятельного поведения;
- высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в
педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения
сферы
образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям микрорайона.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации
программы развития.
24